новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ОктябряВ.П.Гаевский
-
1 ОктябряВ.З.Гарипов
-
1 ОктябряВ.З.Мокроусов
-
1 ОктябряВ.С.Станев
-
2 ОктябряВ.В.Романов
-
2 ОктябряВ.И.Чечваркин
-
3 ОктябряА.П.Белых
-
3 ОктябряМ.А.Васильев
-
3 ОктябряФ.М.Мифтахов
-
4 ОктябряН.В.Бобылева
-
4 ОктябряА.П.Кузнецов
-
4 ОктябряГ.П.Титова
-
5 ОктябряИ.В.Кокшаров
-
5 ОктябряВ.В.Ловчук
-
5 ОктябряС.В.Манаков
-
5 ОктябряТ.И.Храмова
-
7 ОктябряВ.П.Комарова
-
7 ОктябряН.С.Сидоренко
-
8 ОктябряО.А.Дремов
-
8 ОктябряА.Т.Коновалов
-
8 ОктябряА.А.Харюшин
-
8 ОктябряГ.М.Шакирова
-
9 ОктябряА.Г.Борисочев
-
9 ОктябряН.А.Кашникова
-
9 ОктябряЕ.Н.Чащина
-
10 ОктябряТ.А.Иванец
-
11 ОктябряА.Г.Бусалов
-
11 ОктябряА.Н.Петров
-
11 ОктябряВ.П.Теленкова
-
12 ОктябряЛ.П.Паутина
-
12 ОктябряВ.К.Ревазов
-
13 ОктябряА.Н.Рязанов
-
14 ОктябряМ.Г.Шмаль
-
15 ОктябряП.М.Кокин
-
16 ОктябряБ.С.Воробьев
-
16 ОктябряЮ.И.Гапоненко
-
16 ОктябряВ.М.Коломиец
-
17 ОктябряЕ.Н.Яковлев
-
18 ОктябряВ.Н.Габриэлян
-
18 ОктябряМ.В.Кутеба
-
19 ОктябряВ.Н.Воскресенский
-
19 ОктябряС.В.Липявко
-
20 ОктябряВ.П.Гутников
-
20 ОктябряВ.А.Мухаметкулов
-
21 ОктябряН.В.Комарова
-
21 ОктябряА.В.Рындин
-
22 ОктябряГ.А.Василькова
-
23 ОктябряА.М.Анисимов
-
23 ОктябряИ.А.Патракова
-
24 ОктябряА.И.Прохоров
-
25 ОктябряИ.А.Колесников
-
25 ОктябряВ.В.Огородников
-
25 ОктябряМ.В.Степанова
-
26 ОктябряЭ.З.Галимов
-
26 ОктябряС.Н.Коновалов
-
27 ОктябряВ.И.Горчаков
-
27 ОктябряВ.М.Каретникова
-
27 ОктябряН.Я. Крупинин
-
28 ОктябряВ.А.Белов
-
28 ОктябряИ.А.Воронцова
-
28 ОктябряС.А.Краснова
-
28 ОктябряО.А.Порубов
-
28 ОктябряМ.Ф.Пруткин
-
29 ОктябряА.А.Нартымов
-
29 ОктябряС.П.Пахомова
-
30 ОктябряЛ.А.Бриллиантова
-
30 ОктябряВ.В.Никитин
-
30 ОктябряР.Н.Одинцева
-
30 ОктябряВ.В.Салтыков
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Алексей Василишин: Гимн труженице неба
Серия публикаций о людях, посвятивших себя небу, и событиях, связанных с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, продолжается отрывками из будущей книги Алексея Василишина «Тюменские летчики в память о пережитом». Новый труд пока в издательстве. Рассказ из него, о коллеге Алексея Викторовича, публикуется сегодня впервые, на страницах нашего портала.
Приглашаем всех наших читателей и авторов поделиться своими воспоминаниями.
***
Гимн труженице неба
Нэлли Ивановна родилась в 1946-ом году в городе Новокузнецк. Школу окончила в Астрахани, получила аттестат зрелости и уехала в Свердловск к маме. Работала на заводе Эльмаш, а вечерами училась в аэроклубе.
Для учебы нужно было больше свободного времени. Перешла на другую работу, в научно-исследовательский институт лаборантом. Аэроклуб успешно окончила в 1968-ом году. Попробовала поступить на учебу в ЦОЛТШ – не получилось. Перевели эту центральную летную школу на Украину. Не успела!
Завербовалась в геологическую партию и поехала в экспедицию в Сурхандарьинскую долину. Работала там Нэлли два года вместе с геологами. Лазала по отвесным скалам.
Получила от подруги письмо о том, что в Кременчугском летном училище осуществляется спецнабор. Только вот документы принимают в Москве. Оставила геологов. Срочно примчалась в столицу. Прошла медицинскую комиссию. Документы, действительно, приняли без всяких предварительных условий. Совсем успокоенная абитуриентка уехала в Свердловск, к маме, ожидать вызова на учебу в Кременчуг. Вместо вызова из Москвы прислали назад документы без всяких комментариев: как приняли, так и прислали. Вот было горе!
Горевать пришлось недолго. Подруга прислала письмо о том, что надо приехать с документами в Кременчуг, в КЛУ ГА. В училище берут документы и после прохождения мандатной комиссии принимают на учебу. Только желательно заручиться направлением от какого-либо управления гражданской авиации.
Нэлли срочно поехала в Тюмень, в Тюменское Управление ГА, и получила это самое направление на учебу от летчика №1, Ивана Тихоновича Хохлова – начальника управления гражданской авиации. Снова документы в охапку и – в Кременчуг. Попала на прием к начальнику училища. Он полистал документы. Спросил что-то про Ивана Хохлова. Далее между абитуриенткой и начальником училища состоялся примерно такой диалог:
– Замужем?
– Замужем!
– Мужа бросила?
– Бросила!
– Дети есть?
– Есть!
– Бросила?
– Бросила!
– Летать хочешь?
– Хочу! Даже не могу объяснить, как хочу!
– У меня дочь тоже хочет летать! И тоже не может мне объяснить! Только она еще не замужем. И чего только тянет вас так в небо?
Душа у Нэлли упала в пятки. Неужели откажет?
Набирает начальник училища номер телефона и говорит:
– Кадры? Сейчас к Вам придет Гнутова, вы ее оформите курсантом.
«Состоялось, – мелькнула в голове мысль. – Слава Богу!»
У курсанта Гнутовой к этому времени был налет 200 часов. Было это все, и диалог этот в 1973-м году был. Нэлли было около 27-ми лет. Отступать было некуда. В набранной группе училось 40 девчонок. Вот все они перед Вами, уважаемый читатель. Возможно, что Вы найдете среди них известные вам лица.
![]() |
Срок обучения 9 месяцев. Но девчонки так хорошо учились, что за семь месяцев одолели программу и были вывезены на Ан-2 в качестве 2-х пилотов. Вот так вот! Далее распределение. Распределяли, в основном, в те управления ГА, откуда были получены курсантами направления.
![]() |
Нэлли приехала в Тюмень. Начальник отдела кадров Иван Балаба повертел в руках направление и сказал, что в Тюменском авиапредприятии свободных вакансий вторых пилотов нет.
– А куда есть? – поинтересовалась молодая летчица.
– Есть только в Тобольск.
– Хорошо, согласна!
Так Нэлли оказалась в славном городе Тобольске, в 293-м летном отряде.
Приехала, сразу поселили в общежитие. Несколько волнительных дней предварительной подготовки и первый производственный полет, к чему так стремилась и чего так настойчиво добивалась. Первый командир Нэлли Ивановны – Юрий Иванович Олесов. Хороший летчик, опытный командир. Потом летала с Владленом Поповым, который, собственно, и научил летать в аэрофлоте. С уважением относиться к самолету, бережно к двигателю. Потом был Леша Скрябин и другие.
Работала с удовольствием. Летать нравилось, сердце и душа пели от осознания осуществления мечты. Время быстро пролетело. Летные командиры поняли, что у Нэлли все получается нормально. С загрузкой, разгрузкой, центровкой все в порядке. Теоретические знания имеет твердые. Летает грамотно, техника пилотирования отличная, обстановку в полете оценивает грамотно, штурманская подготовка отличная. Дисциплина исключительная. При ней не забалуешь.
Стали ставить Гнутову в план с молодыми командирами самолета Ан-2. Например, с Новиковым Жорой, Муратовым Лешей. Однажды с Муратовым попали на абсолютную белизну. Скажу вам так, что очень это неприятное дело, но все-таки экипаж вышел из трудного положения без потерь. Во многом, благодаря второму пилоту Гнутовой, которая пилотировала самолет строго по приборам. Именно этого требует руководство по летной эксплуатации.
В 1983-ем году было намерение ввести Н.И.Гнутову в командиры самолета Ан-2. По своим деловым качествам она твердо соответствовала этому уровню. Именно поэтому ее ставили в план с молодыми командирами, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств Нэлли помогла выйти с честью из сложной ситуации. Не получилось.
А все потому, что была беременной и ушла в декретный пуск. И было такое не раз, потому что родила Нэлли троих детей, да взяла на воспитание еще двоих. – У мужа умерла сестра, а детки остались без матери. Вот и пришлось их забрать к себе и воспитывать. Надо отдать должное уважение этой замечательной женщине-пилоту – Нэлли Ивановне Неждановой. Будучи пилотом, она держала на себе огромную семью в семь человек. Фантастика!
Нэлли детей не только вырастила, не дала умереть от голода, холода, без материнской ласки. Все выучились и состоялись, как граждане нашей страны. Фактически Нэлли Ивановна совершила гражданский подвиг, оставшийся незамеченным не только в Отечестве, но и в родном авиапредприятии. Хоть и с опозданием, но все-таки низкий поклон Вам, милый Человек, смелая женщина, отважная летчица!
![]() |
А вот с командирством как-то не получилось! Черствы наши тобольские мужики: имею ввиду тех, которым она в свое время, будучи вторым пилотом, помогала стать командирами. Да Нэлли и не жалеет. С перерывами в летной работе долетала-таки до летной пенсии. Вышла на нее в 1991-ом году. Общий безаварийный производственный налет Нэлли Ивановны более 6000 часов. Не так-то и просто служить своему Отечеству.