новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ИюляА.П. Белоглазов
-
1 ИюляА.Т. Зарицкая
-
1 ИюляЮ.В. Мищенко
-
3 ИюляИ.В. Бобрик
-
3 ИюляС.Я. Таслицкий
-
4 ИюляЛ.В. Левина
-
5 ИюляР.И. Хусаинова
-
5 ИюляИ.А. Шестакова
-
6 ИюляЛ.В. Ваганова
-
6 ИюляМ.И. Гуревич
-
6 ИюляД.Б. Касперов
-
9 ИюляГ.И.Михайлова
-
10 ИюляВ.Н.Мурахин
-
12 ИюляЕ.Ю.Cеменова
-
12 ИюляА.Ф.Стрекалев
-
12 ИюляМ.А.Теленков
-
13 ИюляВ.А.Гинц
-
13 ИюляЗ.Д.Горина
-
13 ИюляД.С.Марченко
-
14 ИюляИ.С.Ахметова
-
14 ИюляВ.С.Грабовский
-
14 ИюляЕ.В.Черепанов
-
15 ИюляА.А.Василишина
-
15 ИюляМ.Г.Гареев
-
15 ИюляИ.И.Кугаевский
-
17 ИюляН.В.Попов
-
17 ИюляА.С.Синицын
-
19 ИюляБ.И.Коваленко
-
19 ИюляТ.И.Рыжикова
-
19 ИюляЛ.Я.Симановский
-
20 ИюляВ.Л.Одинцев
-
21 ИюляС.С.Бушманов
-
21 ИюляЕ.П.Коровин
-
23 ИюляВ.Н.Баранов
-
23 ИюляК.Ю.Смоленцев
-
24 ИюляВ.К.Горишный
-
24 ИюляА.В.Кочнев
-
24 ИюляЛ.Н.Лутошкин
-
25 ИюляВ.А.Буланов
-
25 ИюляН.С.Косминская
-
25 ИюляВ.Д.Малюгин
-
25 ИюляА.В.Чурилов
-
26 ИюляА.П.Аверьянов
-
26 ИюляА.А.Дремов
-
26 ИюляВ.В.Харьков
-
26 ИюляИ.М. Лобанова
-
27 ИюляВ.И.Прожирко
-
27 ИюляВ.А.Чурилов
-
28 ИюляБ.П.Волков
-
28 ИюляГ.С.Гаркавенко
-
28 ИюляЕ.П.Глебова
-
28 ИюляС.А.Летовальцев
-
30 ИюляЛ.И.Барышникова
-
30 ИюляГ.Е.Раков
-
31 ИюляС.В.Макарьин
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Письмо
![]() |
Надя Рушева. Пушкин |
Мы все любим особенных. Непохожих. Своеобразных. Пушкин был уникальным. И своим обликом. И поведением. И поэтическим даром. Как ему признаться в высоком чувстве через время и расстояние?
Обычный читатель в день рождения Александра Сергеевича читает его, запавшие в душу, стихи:
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа – запад тёмно-красный,
Слева – бледная луна.
|
![]() |
Пушкин и Барышня, 1968г. |
Лирик посвятит собрату по перу собственное творение. Художник напишет портрет. А иллюстратор? Создаст заново облик героев Пушкина с помощью незамысловатой вроде бы графической линии. Однако простота её обманчива: за ней – шесть тысячелетий длинной дороги к современному буквенно-звуковому письму, берущему начало в африканском орнаменте.
У Пушкина – нет-нет, мы не забыли – тоже африканские корни. Расшифровать его дар – глаголом жечь сердца людей – всё равно, что заставить линию заговорить. Да так, чтобы она, как то зеркальце, всё о поэте рассказала. Пусть не всё, но хотя бы многое.
За последние сто с небольшим лет графическая Пушкиниана так обогатилась иллюстрациями А.Бенуа, И.Репина, Н.Кузьмина, что после них вроде бы и добавить к ней нечего. Однако Надя Рушева, родившаяся во второй половине 20-го века, считала иначе: каждый художник может обогатить Пушкинский мир, если у него есть собственное, отличное от других, понимание поэта и его творчества.
![]() |
Автопортрет в 15 лет |
В 1957 году, пяти лет от роду, она взяла в руки карандаш и бумагу, и больше никогда с ними не расставалась. Позже, под аккомпанемент пушкинских сказок, которые ей читал отец, она начала рисовать. Первые её – наивно-трогательные зарисовки, сделанные в восьмилетнем возрасте, не блещут изобразительностью. Зато выразительность сразу же бросается в глаза. Видно: юная художница с симпатией относится и к трудолюбивой белочке. И к царевне, побеждающей, в конце концов, злую мачеху.
Её литературные вкусы проявились рано. В том же 1960 году, параллельно с пушкинскими сказками, увлечётся искусством Древней Греции. Её настоящей книгой станет замечательная книга Н.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Знаменательно: первая иллюстрация к ней – изображение не прославленного Геракла с его знаменитыми 12-тью подвигами, а десятилетнего младенца, задушившего маленькими ручонками двух огромных змей, посланных коварной Герой. Девочка словно ищет ответ: откуда бесстрашие у колыбельного дитятки? Что оно предвещает?
![]() |
«Надежда Осиповна с сыном на руках», 1968г. |
В её детском сознании сказки Пушкина и мифы античности неразрывны. И это – не плод воображения, а результат пытливого ума, который догадывается: они – источник поэзии. Его ранние лицейские стихи – подражательные, под древнегреческого лирика Анакреонта (570-487гг. до н.э.), в них много заёмного. И, тем не менее, сквозь чужой мир смело пробивается своё, самостоятельное. «Бреду своим путём», – твёрдо заявляет он в ответ на советы и наставления Батюшкова. В «свой путь» он отправляется, вдохновлённый завораживающим древнегреческим фольклором, и завершает его пророческим стихотворением, навеянным «Памятником» Горация.
Нечто похожее случилось и с Надей Рушевой. Эпилогом к её жизни, как и прологом, оказались иллюстрации к древнегреческому мифу. Правда, на сей раз к сказанию о Дафне и Аполлоне из «Метаморфоз» Овидия.
![]() |
«Аполлон, Дафна и ее мать», 1969г. |
Когда два юных дарования – гимназист из 19-го и школьница из 20-го века увлечены одним и тем же, чего им, как вы думаете, больше всего хочется? Ясное дело: общения. Обмена мыслями. А тут досадная помеха: время, разделяющее их более чем на полтора века. Чем сжать его до расстояния руки?
Мы помним: письменность обессмертила мысль человека. Изобретя буквенно-звуковое письмо, он смог общаться как с современниками, так и с далёкими потомками. Но в нашем случае – два разных языка. У Пушкина – сладкоголосый. У Рушевой – молчаливая графика. Остаётся одно: пиктограмма или рисуночное письмо, возникшее в недрах первобытного искусства и впоследствии высоко почитаемое древними греками. Вообразим себе, что Надя Рушева отправляет Пушкину - гимназисту подобное послание.
Оно вполне корректно, если учесть, что документальный жанр, к которому относится и статья, и корреспонденция, допускают вымышленный сюжет.
![]() |
Итак… «Александр Сергеевич, здравствуйте! Я – Надя Рушева, дочь театрального художника Николая Константиновича и педагога - балетмейстера, первой тувинской балерины Натальи Дойдаловны Ажикмаа. Мне исполнилось 12 лет, когда слава обрушилась на меня проснувшимся вулканом: сразу две мои большие выставки. Одна – в Московском университете. Другая – в журнале «Юность». Успех публикации… Мне уже, лично, дороже всего из представленного были рисунки к «Сказке о золотом петушке». Я не могла без слёз смотреть на изображение бедного царя Додона. Как же он такой отважный, смелый, многоопытный дал себя одурачить. А затем – и погубить. Вместе с сыновьями. И кому? Этой самой шамахамской, ой, простите за оговорку, шамаханской царице. Да никакая она не королева. Дьяволица в ярких одеждах, несущая смерть.
Чем больше и глубже узнавала Ваше творчество и Ваших героинь, тем ближе и роднее они становились для меня. В Дуню, Дуняшу из «Станционного смотрителя» я просто влюбилась. И нарисовала её тоненькой-тоненькой белоствольной берёзкой, одним лишь робким жестом поднятой руки усмиряющей огромного, грозного и хитрого притворщика Минского.
![]() |
«Папа, пойдем играть!», 1968г. |
Иллюстратор обязан многое уметь: кроме искусного рисунка, выражать характер через взгляд, жест, движение тела. И знать: и само произведение, и эпоху, в которую оно писалось. Без этого не передать живо и убедительно атмосферу времени. И вообще надо удерживать в памяти уйму вещей. К примеру, на каком стуле сидели Вы, играя с дочкой Машкой? Оказывается, на клисмосе! Он был в Ваше время в большой моде, как и всё древнегреческое в ту, романтическую, пору, пришедшую на смену стилю ампир или попросту – имперскому. Катенька Бакунина, Ваша лицейская муза и ученица Александра Брюллова, следовала тоже привычкам большого света. Поэтому на моём рисунке она – в летящей тунике и чем-то похожа на Вас. Быть может, совпадением чувств?
А гусиное перо? Одна лишь мысль, что, держа его в руке, Вы могли делать графические наброски на полях и писать свои шедевры – «Евгения Онегина» или «Полтаву», настраивала меня на творческий лад: все иллюстрации к Вашей поэзии и прозе выполняла гусиным пером. При свечах.
![]() |
В нашем деле, действительно, нет мелочей. Ну как обойтись без плюмажа – украшения из перьев на головном уборе Татьяны Лариной, явившейся на бал в статусе замужней дамы? Я ей придумала и платье, по силуэту напоминавшее раскрывшийся во всей красе тюльпан.
Случайно? Помню, помню, как высоко Вы ставили Катулла, древнеримского певца любви, написав про него: «Искренность драгоценна в поэте. Нам приятно видеть поэта во всех состояниях, изменениях его живой и творческой души: и в печали, и в радости, и в парениях восторга, и в отдохновении чувств, и в Ювенальном негодовании, и в маленькой досаде на случайного соседа».
Мы и в 20-ом веке не забыли о нём, как о замечательном лирике, воплотившем в своих стихах идеал женской красоты. Красоты гармоничной, вызывающей восхищение не отдельными чертами, а всем обликом женщины. Такой, как зрелая Татьяна Ларина.
![]() |
Иллюстрация к роману «Евгений Онегин», 1968г. |
Её способность к глубоким и сильным чувствам волновала меня в ранней юности сильно и неотрывно: отсюда и стремление постигнуть её душу через изображение в разных обстоятельствах и в разное время. Так постепенно сложился графический цикл, насчитывающий более тридцати изображений: «Татьяна-ребёнок», «Татьяна – в деревне», «Татьяна пишет письмо», «Татьяна читает послание», «Татьяна в Петербурге». Чем глубже проникновение в мир, как оказалось, тем труднее разгадать тайну красоты Лариной. Тайну обаяния, о которой первым, кстати, в мировой литературе заговорил Катулл.
Он же высоко чтил и юношескую дружбу, лучшие её черты: душевную открытость, благожелательность, ответственность единомышленников друг за друга. Как и Вы – лицейскую.
В серии, посвящённой этому периоду Вашей жизни, мне понадобилось больше душевных усилий, артистизма, чем при создании женских образов. Что, естественно, объяснимо: девочки, девушки мне понятнее, ближе. А вот мальчики, – попробуй разберись, что у них на уме. Возникли сложности и с Вашим хрестоматийным образом Пушкина-лицеиста, представленного в воспоминаниях Вашего лучшего друга И.Пущина: «Вспыльчив, неровен».
![]() |
«Лицеисты Пушкин и Пущин» |
На моих рисунках Вы совершенно другой. Без намёка на Вашу переменчивость, шаловливость и непредсказуемость. Меня занимало иное: истоки Вашей ранней самоуглублённости, душевной сосредоточенности, перешедшие впоследствии в великое умение. Умение создавать внутри себя защищённое пространство, пригодное для творческого осмысления вечных тем: любви, дружбы, красоты, счастья, духовного бессмертия. Вопреки всем невзгодам и драмам быстротекущей жизни.
В 1968 году у меня состоялась судьбоносная встреча со старейшим писателем – Арнольдом Ильичом Гессеном, крупнейшим исследователем Вашего творчества. Ему в ту пору исполнилось 90 лет, мне – 16. О моих рисунках он отозвался лестно, я бы даже сказала – с восхищением. И предложил проиллюстрировать новую книгу «Жизнь поэта». Точнее, две её первые главы – «Детство» и «Лицейский Парнас». Правда, с условием, чтобы я отказалась от стиля «наброски на полях», столь же близкого Вам, как и мне, и сделала «нормальные иллюстрации, полосные, полуполосные. Как у Н.Кузьмина, но ещё легче».
Я отказалась. Что такое минутная слава? Апрельский снег, и только. Куда важнее для меня другое – верность «своему пути» и Вам.
![]() |
Для меня незавершенность, незаконченность, эскизность рисунка, как и древнегреческие мифы, – колыбель для фантазии читателя, общения поэта с ним. И, конечно, для слияния графической линии со словом. Ведь не зря же первая шла навстречу второму шесть тысячелетий, прежде чем оно стало светоносным. Впрочем, и незавершённая линия на Ваших полях – тоже лучезарна, ибо пробивается из глубин праистории и праязыка. Навстречу вечности. И в надежде полнее выразить лики времени и Ваше внутреннее пространство, выросшее из простора мифов, сказок. Фантазии. Высокой и богатой культуры. И – дара сердца, вместившего в себя весь мир и жажду человечности».
![]() |
Надя Рушева (31.01.1952 г.– 6.03.1969 г.) |
P.S.: Надя Рушева, очень талантливая художница, прожила всего 17 лет, а оставила после себя богатое и бесценное наследие: 10 000 превосходных рисунков. Из них – 350 пушкинские. Часть из них мне посчастливилось увидеть в нынешнем мае на выставке, посвящённой 65-летию со дня рождения Н.Рушевой в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. И накануне его дня рождения… |
Рисунки Нади Рушевой