новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ОктябряВ.П.Гаевский
-
1 ОктябряВ.З.Гарипов
-
1 ОктябряВ.З.Мокроусов
-
1 ОктябряВ.С.Станев
-
2 ОктябряВ.В.Романов
-
2 ОктябряВ.И.Чечваркин
-
3 ОктябряА.П.Белых
-
3 ОктябряМ.А.Васильев
-
3 ОктябряФ.М.Мифтахов
-
4 ОктябряН.В.Бобылева
-
4 ОктябряА.П.Кузнецов
-
4 ОктябряГ.П.Титова
-
5 ОктябряИ.В.Кокшаров
-
5 ОктябряВ.В.Ловчук
-
5 ОктябряС.В.Манаков
-
5 ОктябряТ.И.Храмова
-
7 ОктябряВ.П.Комарова
-
7 ОктябряН.С.Сидоренко
-
8 ОктябряО.А.Дремов
-
8 ОктябряА.Т.Коновалов
-
8 ОктябряА.А.Харюшин
-
8 ОктябряГ.М.Шакирова
-
9 ОктябряА.Г.Борисочев
-
9 ОктябряН.А.Кашникова
-
9 ОктябряЕ.Н.Чащина
-
10 ОктябряТ.А.Иванец
-
11 ОктябряА.Г.Бусалов
-
11 ОктябряА.Н.Петров
-
11 ОктябряВ.П.Теленкова
-
12 ОктябряЛ.П.Паутина
-
12 ОктябряВ.К.Ревазов
-
13 ОктябряА.Н.Рязанов
-
14 ОктябряМ.Г.Шмаль
-
15 ОктябряП.М.Кокин
-
16 ОктябряБ.С.Воробьев
-
16 ОктябряЮ.И.Гапоненко
-
16 ОктябряВ.М.Коломиец
-
17 ОктябряЕ.Н.Яковлев
-
18 ОктябряВ.Н.Габриэлян
-
18 ОктябряМ.В.Кутеба
-
19 ОктябряВ.Н.Воскресенский
-
19 ОктябряС.В.Липявко
-
20 ОктябряВ.П.Гутников
-
20 ОктябряВ.А.Мухаметкулов
-
21 ОктябряН.В.Комарова
-
21 ОктябряА.В.Рындин
-
22 ОктябряГ.А.Василькова
-
23 ОктябряА.М.Анисимов
-
23 ОктябряИ.А.Патракова
-
24 ОктябряА.И.Прохоров
-
25 ОктябряИ.А.Колесников
-
25 ОктябряВ.В.Огородников
-
25 ОктябряМ.В.Степанова
-
26 ОктябряЭ.З.Галимов
-
26 ОктябряС.Н.Коновалов
-
27 ОктябряВ.И.Горчаков
-
27 ОктябряВ.М.Каретникова
-
27 ОктябряН.Я. Крупинин
-
28 ОктябряВ.А.Белов
-
28 ОктябряИ.А.Воронцова
-
28 ОктябряС.А.Краснова
-
28 ОктябряО.А.Порубов
-
28 ОктябряМ.Ф.Пруткин
-
29 ОктябряА.А.Нартымов
-
29 ОктябряС.П.Пахомова
-
30 ОктябряЛ.А.Бриллиантова
-
30 ОктябряВ.В.Никитин
-
30 ОктябряР.Н.Одинцева
-
30 ОктябряВ.В.Салтыков
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Как фронтовик Бахилов стал первопроходцем
![]() |
Кто такой Бахилов старожилам Сургута объяснять не надо, а молодые вряд ли задумываются, чьим именем названа улица в городе. Между тем без Бахилова, почетного гражданина Югры, история освоения югорских недр была бы неполной.
Полвека назад участнику Великой Отечественной войны и первопроходцу сибирских недр было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» «за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по добыче нефти».
С фронта на Север
Он родился в Ишиме. Прервав учебу в Алапаевском гидрогеологическом техникуме, в 1940 году ушел в армию с третьего курса техникума. Его направили на Дальний Восток в зенитную батарею, где он дослужился до помощника командира огневого взвода. В 1942 г. вступил в члены КПСС В. Бахилов был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За победу над Японией».
До 1946 года Бахилов служил на Дальнем Востоке. После войны работал инструктором в Ишимском горкоме партии.
В Ханты-Мансийске оказался случайно, благодаря своему школьному другу, журналисту Михаилу Бударину.
«Приезжали вербовщики из Тюменского обкома партии, зовут молодых партработников на Север. Ты там часто бываешь, скажи, стоит ли ехать?» - как-то завел Василий с другом разговор. «Конечно, поезжай». В сентябре 1950 года Бахилов уже работал в Ханты-Мансийске, заведующим отдела горкома, а в декабре 1953 года был избран секретарем Сургутского райкома КПСС. Сургут стал для Бахилова судьбоносным. Уже на пенсии в Тюмени Василий Васильевич с грустью признался: «Мое сердце осталось в Сургуте».
Нам сейчас трудно представить, с чего начинался современный Сургут. В воспоминаниях Бахилова северный город представлен так:
«1950 год. Население Сургута состояло из пяти тысяч человек - лесники, рыбаки-колхозники, ямщики и рабочие рыбоконсервного завода. Поселок делился на две части с разрывом почти в три километра. Западная называлась Сургут, а восточная - Черный Мыс. На Мысу располагался колхоз «Верный путь». От электростанции рыбзавода было проведено электричество, в самом же Сургуте пользовались керосиновыми лампами. Средствами передвижения служили зимой олени, лошади, а летом - катера, пароходы. В командировки ездили по «веревочке». Вот что это такое. В Сургуте располагался гужтрест: тысяча лошадей и четыреста человек штата. Платишь за каждый час пути рубль и получаешь ямщика с упряжкой. Километров через 20, на почтовом «станке», лошадь меняли».
Этот край ему и предстояло обустраивать.
Мы найдем здесь нефть!
О том, как в Сургут пришли геологи и изменили вектор развития целого края, Бахилов вспоминал так: «Наступило лето 1957 года. В один из жарких дней зашел в райком партии паренек, чернявый, по-кавказски загорелый, с черными блестящими глазами.
- Салманов. Геолог. Прибыл к вам начальником нефтеразведки. Удивлению нашему не было границ. Какой нефтеразведки?! У нас и в помине ее нет! Стали объяснять, что в окрестностях уже искали нефть, но, увы, ничего не обнаружили.
- Знаю, - ответил он. - Но будем искать снова. Нас сначала будет немного, несколько десятков человек. Потом здесь создадут экспедицию в тысячу человек! У нас появятся тракторы, грузовики, буровые станки. Мы построим в Сургуте свою производственную базу. Государство отпускает большие средства на проведение геологических работы в районе средней Оби.
Мы слушали не шелохнувшись. Увлеченность этого человека, энтузиазм передались и нам. А Салманов продолжал, все более воодушевляясь:
Мы нефть обязательно найдем. Понимаете, под нами ковш, огромный-огромный ковш, и в нем нефть. Все ее признаки налицо.
С приходом геологоразведчиков в кабинете Бахилова кроме карты района появилась и другая: на ней он отмечал расположение буровых бригад, номера пробуренных скважин. Правда, пока они оставались «сухими». И это огорчало Бахилова. Четыре года прошло с того времени, как баржи Салманова выгрузились в Сургуте. Но нефти в Среднем Приобье так и не нашли. Часто нефтеразведочная экспедиция жила на грани ликвидации. Но Бахилов геологов «не сдавал», говорил: «они наши». И экспедицию не расформировывали.
«Да будет она, Василий Васильевич, нюхом чувствую, что мы на верном пути, есть тут нефть», - уверял Салманов расстроенного партсекретаря.
Бахилов ворчал:
«Поверим вам, Салманов, но предупреждаю, что впредь жестоко будем карать ваших специалистов, в первую очередь лично вас за варварское отношение к природе». Бахилов, быть может, был первым, кто стал задумываться о цене промышленного освоения огромной территории. Без всякого «Гринписа» он понимал: если не сохраним природу, грош цена всем геологическим открытиям.
- Вы что, варяги в чужом краю? - отчитывал он геологов, - Рыбнадзор бьет тревогу: по Агану и Оби плывет мазут, лес ломаете гусеницами тракторов и вездеходов, браконьерствуете... Пора одуматься.
Салманов на критику Бахилова не обижался. В марте 1961 года в среднем течении Оби открыли скважину №1 на Мегионской площади.
«За Мегионским последовали два фонтана из Усть-Балыкских скважин №61 и 62... А в мае 1964 года из скважины №80, первой на средней Оби, пошла в наливную баржу промышленная нефть! 26 мая мы провожали нашу нефть в Омск на нефтеперерабатывающий завод...» - написал Василий Бахилов в своей книге «Дорога к нефти». Бахилов был одним из первых, кто поздравил геологов с победой.
Сургут ликовал. Все жили нефтью. Бредили нефтью. Бахилов верил: люди заживут по-человечески благодаря ей.
![]() |
Ф.К. Салманов и В.В. Бахилов с председателем Сургутского райисполкома А.Г. Григорьевой. 1960-е гг. Фото Анатолия Мясникова |
Заботы о людях не в тягость
«Когда мы, нефтяники, впервые, весной 1964 года, появились в Сургуте, там проживало всего-навсего около пяти тысяч человек», - рассказывал бывший министр нефтяной промышленности СССР Лев Чурилов. В 1964 году он работал главным инженером управления «Сургутнефть». С Бахиловым они с тех пор крепко дружили.
«Густые кустистые брови над небольшими карими и очень внимательными за стеклами очков глазами. Высокий, несколько покатый лоб. Беспокойные руки, руки крестьянина... Очень прямая походка, размашистые шаги», - таким запомнился ему Бахилов. «Он не походил на секретаря райкома, скорее на уставшего директора предприятия».
И было от чего уставать: в Сургуте к 1965 году обосновалось около 90 совершенно новых организаций, которые должны были участвовать в освоении нефтяных залежей. И всех прибывших людей нужно было куда-то поселить, накормить и т.д. Все заботы легли на плечи Василия Васильевича. Но они не были ему в тягость.
Интересно было наблюдать, рассказывали соратники Бахилова, как менялось отношение к нему высоких гостей из Москвы или Тюмени. Сначала гость держит себя надменно (подумаешь, какой-то секретарь райкома, их он сотни видел), но проходил час-другой, - несколько точных вопросов и корректных ответов Бахилова - и барская спесь с того слетала мгновенно. Бахилова хорошо знал наведывавшийся в область председатель правительства А.Н.Косыгин, не раз просил Василия Васильевича «подкачать нефть».
Бахилову до всего было дело. Он открывал музыкальную школу и строил жилье, интересовался, чем кормят нефтяников, и болел за «метры проходки». В 1971 году ему, тогда единственному из партийных работников округа, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А годом раньше Василия Васильевича перевели на новый ответственный участок - в Нижневартовск: там начиналась эра Самотлора. В тюменском обкоме знали: Бахилов не подведет. Но чего это стоило…
Оставил после себя города
Население увеличивалось на 10 тысяч человек в год, а в поселке не было ни канализации, ни нормального водоснабжения. Возглавляемый Бахиловым горком стал штабом огромной стройки. И именно при нем рабочий поселок Нижневартовский был преобразован в город Нижневартовск. «Бахилов оставил после себя города», - говорят его соратники. И это правда.
В 1973 году Василия Васильевича избрали первым секретарем Ханты-Мансийского окружного комитета партии. С этого момента начался закат его партийной карьеры. Прямота, присущая Бахилову, кому-то показалась избыточной. Ему советовали поменьше критиковать московские власти за выбранную стратегию развития нефтегазовой провинции. Бахилов же считал, что люди, приносящие стране нефтедоллары, должны быть переселены из балков в современное, благоустроенное жилье. В 1975 году его назначают секретарем областного совета профсоюзов, Василий Васильевич уезжает в Тюмень.
![]() |
Мемориальная доска В.В. Бахилову в Сургуте |
Он ушел из жизни слишком рано - в 63 года. Говорят, сказались нервные перегрузки на Севере. А может быть, без них-то он и не смог жить на тихой профсоюзной работе. Жить вполнакала он так и не научился. Или не захотел.
Именем Бахилова названа улица в Сургуте, месторождение в Нижневартовском районе, теплоход, авиалайнер ТУ-154 авиапарка «ЮТэйр» На родине, в Ишиме, а также в Тюмени и Сургуте установлены мемориальные доски.
Ольга Буксина