новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ИюляА.П. Белоглазов
-
1 ИюляА.Т. Зарицкая
-
1 ИюляЮ.В. Мищенко
-
3 ИюляИ.В. Бобрик
-
3 ИюляС.Я. Таслицкий
-
4 ИюляЛ.В. Левина
-
5 ИюляР.И. Хусаинова
-
5 ИюляИ.А. Шестакова
-
6 ИюляЛ.В. Ваганова
-
6 ИюляМ.И. Гуревич
-
6 ИюляД.Б. Касперов
-
9 ИюляГ.И.Михайлова
-
10 ИюляВ.Н.Мурахин
-
12 ИюляЕ.Ю.Cеменова
-
12 ИюляА.Ф.Стрекалев
-
12 ИюляМ.А.Теленков
-
13 ИюляВ.А.Гинц
-
13 ИюляЗ.Д.Горина
-
13 ИюляД.С.Марченко
-
14 ИюляИ.С.Ахметова
-
14 ИюляВ.С.Грабовский
-
14 ИюляЕ.В.Черепанов
-
15 ИюляА.А.Василишина
-
15 ИюляМ.Г.Гареев
-
15 ИюляИ.И.Кугаевский
-
17 ИюляН.В.Попов
-
17 ИюляА.С.Синицын
-
19 ИюляБ.И.Коваленко
-
19 ИюляТ.И.Рыжикова
-
19 ИюляЛ.Я.Симановский
-
20 ИюляВ.Л.Одинцев
-
21 ИюляС.С.Бушманов
-
21 ИюляЕ.П.Коровин
-
23 ИюляВ.Н.Баранов
-
23 ИюляК.Ю.Смоленцев
-
24 ИюляВ.К.Горишный
-
24 ИюляА.В.Кочнев
-
24 ИюляЛ.Н.Лутошкин
-
25 ИюляВ.А.Буланов
-
25 ИюляН.С.Косминская
-
25 ИюляВ.Д.Малюгин
-
25 ИюляА.В.Чурилов
-
26 ИюляА.П.Аверьянов
-
26 ИюляА.А.Дремов
-
26 ИюляВ.В.Харьков
-
26 ИюляИ.М. Лобанова
-
27 ИюляВ.И.Прожирко
-
27 ИюляВ.А.Чурилов
-
28 ИюляБ.П.Волков
-
28 ИюляГ.С.Гаркавенко
-
28 ИюляЕ.П.Глебова
-
28 ИюляС.А.Летовальцев
-
30 ИюляЛ.И.Барышникова
-
30 ИюляГ.Е.Раков
-
31 ИюляС.В.Макарьин
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
75 лет назад в Тюменской области начались активные поиски нефти и газа
![]() |
Бдительность и энтузиазм
К геологическому поиску привлекали обычных граждан, объявив в области «массовый геологический поход за полезными ископаемыми». Народ проявлял бдительность: кто нефтепроявления заметит у себя на огороде, кто камень необычный найдет. Словом, желающих стать геологом на общественных началах было немало. Профессия разведчика недр становилась на редкость популярной.
Сегодня трудно представить, но в те годы редко кто из работающих в экспедициях представлял, что такое нефть.
– Я помню, как в Кузбассе, где я трудился перед тем, как попасть в Сургут, одна женщина мне говорит: «На первой буровой три куска нефти подняли». Нефть представлялась как каменный уголь, – рассказывал мне Василий Храмов, оказавшийся в Приобье в 1959 году. На буровых порой работали бывшие крестьяне.
– Вчера он еще коров пас, а сегодня верховой, через неделю, глядишь, уже помбур. Аварий было много, порой со смертельным исходом, квалифицированных специалистов не хватало, – продолжал геолог-буровик. Храмов, кстати, возводил первые скважины на Усть-Балыке. Его вахта бурила скважину № 62 – первооткрывательницу – и первой достала нефтеносный керн на Усть-Балыке: керн этот специалистам сказал о больших перспективах Сургутского Приобья.
Надо сказать, когда создавали Тюменскую нефтеразведочную экспедицию, рассчитывали, конечно же, на нефть. Но первым из западносибирских недр вырвался газовый фонтан в Березово в 1953 году, положивший начало рождению нефтегазовой провинции за Уралом.
После первой победы в Березово у геологов энтузиазм не пропал, но какая-то досада была. Газ нашли, а нефти как не было, так и нет. Нефть дала о себе знать в 1958 году, на Малом Атлыме. Хотя, кого ни спроси в Западной Сибири, все скажут: первое черное золото получили на Шаимском месторождении в 1960 году. Но Шаим открыли позднее, а первую в Западной Сибири нефть получили раньше и значительно севернее, в Малом Атлыме, в 200 километрах южнее поселка Березово.
Первая бочка нефти
– Я сам решил испытать ту скважину, а заодно и новенький вертолет Ми-1. Там, на глубине порядка 2 700 метров, вскрыли тонкий прослоек песчаника юрского периода, а оттуда – тот самый запах нефти! – вспоминал главный геолог треста «Тюменьнефтегеология» Лев Иванович Ровнин. Это он распорядился в 1953 году открытым забоем испытать березовскую скважину. И в результате случилось открытие первого газового месторождения.
Теперь очередь дошла до нефти.
Лев Иванович любил показывать журналистам фотографию, где старший геолог Семен Терехин собирает малоатлымскую нефть в бочку. Набрали тогда литров триста.
Промышленного значения нефть не имела, но для геологов это был знак: нефть где-то рядом! Надо только искать!
Появилась малоатлымская нефть не вдруг. В конце 1950-х в Нарыкарах Октябрьского района работала геологоразведочная экспедиция, в состав которой входили четыре геологоразведочные партии: Нарыкарская, Шеркалинская, Большекаменская и Малоатлымская.
«...Поздним летом прошлого года к пустынному берегу Атлымки, недалеко от села Заречного, пристала баржа. Буровой мастер Владимир Владимирович Соболевский недолго осматривался на новом месте. Времени было в обрез... По шатким сходням буровики стаскивали с баржи плахи и бревна, механизмы и оборудование; подтянули балок – передвижной вагончик на мощных полозьях. – Так описывается появление нефтяников в маленьком таежном поселке в статье корреспондента газеты «За коммунизм» Евгения Лучинецкого «Дорога к нефти». – Все были грузчиками и строителями. Вскоре к небу поднялась сорокаметровая вышка. А в один из дней ноября, когда ветер, разыгравшийся на просторе, нес пургу, гулко заработал двигатель и бур вошел в грунт».
Нефтеразведочная партия в Малом Атлыме работала около шести лет, пока не обнаружили первую нефть.
На скважине трудились практически круглые сутки, в три смены, – не только нефтяники, приехавшие из других городов, но и местные жители. Работы не прекращались даже при минус пятидесяти.
…Первой нефтью были измазаны все. На следующий день из Тюмени на самолете прилетел Юрий Георгиевич Эрвье – начальник геологического управления. Он был счастлив, расспрашивал нефтяников, хотел узнать даже самые мельчайшие подробности.
– Нефть у нас есть! – восклицал Юрий Георгиевич Эрьве. – Ключ к ней в наших руках: одна скважина дала нефть, пусть немного, но это – как веха, понимаете?
Качество нефти, как показали лабораторные исследования, оказалось высоким: нефть легких фракций, практически не содержащая серы.
Нефтяники уже строили планы о дальнейшей разработке месторождения. Но министерство нефтяной промышленности, в ведение которого были переданы поисковые работы, посчитало нецелесообразным продолжать работы на этом месторождении. Начальство приказало вышку разобрать, а скважину, из которой сочилась нефть, сровнять с землей бульдозером.
Отметим, что дата появления малоатлымской нефти в воспоминаниях современников указывается по-разному. Чаще – 6 апреля 1959 года, но Лев Ровнин, определявший место для каждой скважины, в своих воспоминаниях и интервью называет апрель 1958 года. Сын Соболевского, под руководством которого бурилась скважина, говорит, что нефть на Малом Атлыме увидели, скорее всего, в декабре 1958-го.
Как бы то ни было, малоатлымская нефть была первой: до Шаимского фонтана оставались еще месяцы тревог и ожиданий. Геологи жили предчувствием чего-то значительного, и Малый Атлым это ощущение усилил.
От Малого Атлыма к Шаиму
Ко времени появления малоатлымской нефти правительство уже признало неперспективным дальнейшее бурение на нефть в Тюменской области. Был издан приказ о прекращении работ. Все силы предлагалось переместить в район Березово и подготовить Березовское газовое месторождение к промышленной эксплуатации. В Тюмень приехал замначальника Главгеологии РСФСР Е. Я. Дмитриев и на совещании ознакомил геологов с этим решением. Но в этот момент поступила радиограмма о появлении атлымской нефти. Буровые работы продолжили. Была создана Шаимская геологоразведочная экспедиция (начальник – М. Шалавин, главный инженер – В. Соболевский, главный геолог – A. Сторожен). Экспедиция вскоре открыла первое промышленное нефтяное месторождение в 280 километрах от Малого Атлыма. Но именно Березово и Малый Атлым стали двумя отправными точками в превращении западносибирского региона в основную нефтегазовую провинцию страны. С середины 1959 года в составе «Тюменьнефтегеологии» уже работало 50 поисково-геологических и сейсморазведочных партий. Численность коллектива геологоразведчиков выросла за пять лет в три раза. После Малого Атлыма геологи ждали более убедительного открытия. А оно все не случалось. И вот наконец…
Как это было
Из рассказа геолога-первопроходца Л. И. Ровнина:
– Первую промышленную нефть получили в Шаиме. Я настоял, чтобы провели сейсморазведку в Шаимской зоне. К лету 1959 года в верховьях реки Конды наша Ханты-Мансийская сейсморазведочная экспедиция выявила Мулымьинское поднятие. В навигацию сюда с большим трудом затащили по Конде две буровые установки, необходимые материалы. Для бурения первой скважины Юрий Георгиевич Эрвье направил в Шаим лучшего бурового мастера Семена Никитича Урусова, его бригада имела большой опыт скоростного бурения глубоких скважин. Пробурили скважину. И вдруг мне сообщают (я как раз был в Ханты-Мансийске), что Эрвье дал команду скважину не испытывать, а станок перетащить на следующую точку, поскольку, мол, по керну и каротажным диаграммам интересных объектов в ней нет. Я так тогда возмутился, даже поссорился с Эрвье и потребовал, чтобы буровой станок вернули. Опробовали скважину. И получили семь тонн нефти в сутки! Семь тонн из пород палеозойского фундамента!
Я утвердил здесь, на Шаимском поднятии, еще несколько скважин. В мае 1960-го бригада Урусова забурила скважину № 6, а в июне, 22-го, в Тюмень, в геологическое управление пришла радиограмма, что скважина выдала фонтан нефти под 600 тонн в сутки! Каково?! Мы получили в Шаиме (теперь там построен город Урай) первую промышленную нефть. Это был успех!