новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ОктябряВ.П.Гаевский
-
1 ОктябряВ.З.Гарипов
-
1 ОктябряВ.З.Мокроусов
-
1 ОктябряВ.С.Станев
-
2 ОктябряВ.В.Романов
-
2 ОктябряВ.И.Чечваркин
-
3 ОктябряА.П.Белых
-
3 ОктябряМ.А.Васильев
-
3 ОктябряФ.М.Мифтахов
-
4 ОктябряН.В.Бобылева
-
4 ОктябряА.П.Кузнецов
-
4 ОктябряГ.П.Титова
-
5 ОктябряИ.В.Кокшаров
-
5 ОктябряВ.В.Ловчук
-
5 ОктябряС.В.Манаков
-
5 ОктябряТ.И.Храмова
-
7 ОктябряВ.П.Комарова
-
7 ОктябряН.С.Сидоренко
-
8 ОктябряО.А.Дремов
-
8 ОктябряА.Т.Коновалов
-
8 ОктябряА.А.Харюшин
-
8 ОктябряГ.М.Шакирова
-
9 ОктябряА.Г.Борисочев
-
9 ОктябряН.А.Кашникова
-
9 ОктябряЕ.Н.Чащина
-
10 ОктябряТ.А.Иванец
-
11 ОктябряА.Г.Бусалов
-
11 ОктябряА.Н.Петров
-
11 ОктябряВ.П.Теленкова
-
12 ОктябряЛ.П.Паутина
-
12 ОктябряВ.К.Ревазов
-
13 ОктябряА.Н.Рязанов
-
14 ОктябряМ.Г.Шмаль
-
15 ОктябряП.М.Кокин
-
16 ОктябряБ.С.Воробьев
-
16 ОктябряЮ.И.Гапоненко
-
16 ОктябряВ.М.Коломиец
-
17 ОктябряЕ.Н.Яковлев
-
18 ОктябряВ.Н.Габриэлян
-
18 ОктябряМ.В.Кутеба
-
19 ОктябряВ.Н.Воскресенский
-
19 ОктябряС.В.Липявко
-
20 ОктябряВ.П.Гутников
-
20 ОктябряВ.А.Мухаметкулов
-
21 ОктябряН.В.Комарова
-
21 ОктябряА.В.Рындин
-
22 ОктябряГ.А.Василькова
-
23 ОктябряА.М.Анисимов
-
23 ОктябряИ.А.Патракова
-
24 ОктябряА.И.Прохоров
-
25 ОктябряИ.А.Колесников
-
25 ОктябряВ.В.Огородников
-
25 ОктябряМ.В.Степанова
-
26 ОктябряЭ.З.Галимов
-
26 ОктябряС.Н.Коновалов
-
27 ОктябряВ.И.Горчаков
-
27 ОктябряВ.М.Каретникова
-
27 ОктябряН.Я. Крупинин
-
28 ОктябряВ.А.Белов
-
28 ОктябряИ.А.Воронцова
-
28 ОктябряС.А.Краснова
-
28 ОктябряО.А.Порубов
-
28 ОктябряМ.Ф.Пруткин
-
29 ОктябряА.А.Нартымов
-
29 ОктябряС.П.Пахомова
-
30 ОктябряЛ.А.Бриллиантова
-
30 ОктябряВ.В.Никитин
-
30 ОктябряР.Н.Одинцева
-
30 ОктябряВ.В.Салтыков
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Дорогами жизни
Имя В.Ф. Соснина, которому 27 сентября исполнилось бы 100 лет, есть в Википедии. Там, в частности, сказано, что Вита́лий Фёдорович Сосни́н (27 сентября 1923- 24 января 2013) -советский и российский железнодорожник, работник Свердловской железной дороги, заместитель министра путей сообщения СССР (1977-1984). Герой Социалистического Труда (1959).
![]() |
Родился будущий замминистра на тюменской земле, в селе Зимовье-Вагайское, в семье железнодорожника. После окончания семилетки поступил в Тюменскую железнодорожную школу и уже в 16 лет стал дипломированным специалистом- слесарем IV разряда по ремонту паровозов.
В 1939 году, сразу после окончания учёбы, начал свою трудовую деятельность, устроившись слесарем паровозного депо «Тюмень» Свердловской железной дороги. Позднее также работал кочегаром, помощником машиниста в том же депо. Перед самым началом Великой Отечественной войны, Виталий прошёл краткие курсы машинистов.
Весной 1942 года Соснин был призван в Красную армию и направлен в Тюменское пехотное училище. Но училище закончить ему было не суждено, через два месяца произошло обострение ситуации на фронте и все курсанты в звании рядовых были направлены под Сталинград.
За краткой биографической информацией - целая судьба, наполненная драматическими событиями. В Западно-Сибирском землячестве В.Ф. Соснин пользовался огромным уважением, о нем появлялись заметки членов нашего землячества на сайте и в региональной прессе.
«Нелегкая доля выпала в военные годы, с 1942 по 1945, на плечи Виталия Федоровича Соснина - машиниста паровоза особого назначения. Он водил поезда по местам боевых действий на Сталинградском, Западном, Центральном, Втором Украинском, Брянском фронтах. Инвалид II-ой группы. Награжден орденами Красной Звезды, Октябрьской революции, двумя орденами Знак Почета, Орденом Ленина и многими медалями. Почетный железнодорожник (в 1945 году за успешное выполнение задания правительства и военного командования в годы ВОВ), Герой Социалистического труда. После окончания войны Виталий Федорович работал на разных должностях: начиная с профессии слесаря Тюменского локомотивного депо, затем мастером в депо, заместителем начальника локомотивного депо г.Тюмени. Позднее занимал должности начальника Серовского и Свердловского отделения железной дороги и вырос до заместителя министра путей сообщения СССР», - отмечала в своих публикациях Л.А. Бялковская.
А Л.В. Уланова добавила в этот рассказ несколько важных красок:
«…В далеком послевоенном 1946 году зародилась их семья. Семья, у которой не было свадьбы. У них вообще ничего не было: вчерашняя студентка пединститута и демобилизованный машинист. У нее- портфель с тетрадками, у него- военная гимнастерка. Пехотинцем-минометчиком Виталий Федорович был всего четыре месяца, все остальные годы- машинистом воинских эшелонов на Сталинградском, Западном, Центральном, Втором Украинском и Брянском фронтах. В 1945 году ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник».
Кончилась война, и началась борьба. Борьба за мечту- образование. Вдвоем с женой они одолевали новые трудности- вечерняя школа, институт железнодорожного транспорта.
«Только потом мы смогли отказаться от огорода,- вспоминала Ираида Трифоновна,- а все годы учебы Виталия Федоровича мы кормились с грядок, иначе было не выжить».
Бережно хранят ветераны свои трудовые книжки. А такую, как у В.Ф.Соснина вообще бы хранить в музее. Пройти путь от кочегара до заместителя министра путей сообщения СССР- случай уникальный, характеризующий и человека, и время. Причем человека предельно честного. Каждый ли мог поступить так, как однажды поступил Соснин: он намеренно сжег в топке паровоза планшет подлеца, который хранил в нем доносы на сослуживцев.
В трудовой книжке такой истории не найдешь. Зато о наградах очень подробно. Скажем коротко: у Героя Социалистического Труда В.Ф.Соснина наград не один десяток. И один закадычный друг- баян, инкрустированный, ручной работы».
![]() |
В.Ф. Соснин был начальником Свердловской дороги с 1971 по 1977 год, за это время она получила орден Октябрьской Революции (такую же награду вручили и самому Соснину).
- За шесть лет я ни разу не наказал ни одного из своих восьми замов и восьми НОДов, ни одного начальника службы, а их было 20. Я никогда не считал себя самым умным и слушал советы подчиненных. Приходил на работу в полвосьмого. Когда делали утренние доклады, мне все было известно по ночному рапорту. И если кто-то начинал говорить неправду, то никаких разгонов я ему не устраивал. Просто говорил: мол, знаешь что, ты разберись, а после доложишь мне одному. Никогда и никого я не позорил перед другими. Но часто хвалил хороших работников перед коллективом. И это нравилось людям. Короче говоря, на дороге я завоевал авторитет. Иначе бы не назначили заместителем министра путей сообщения, - отмечал Виталий Фёдорович в интервью газете «Гудок» в 2003 году.
С 1977 по 1985 год Виталий Соснин курировал 500 локомотивных депо и 500 вагонных, 80 дорожных служб, 96 заводов, всю энергетику отрасли.
На пенсии Соснин вел большую общественную работу в совете ветеранов железнодорожного транспорта, активно участвовал в жизни Западно-Сибирского землячества.
Память о В.Ф. Соснине - в сердцах земляков. Так в Тюменивозле ДК «Железнодорожник» на улице Первомайской стоит локомотив ФД-3331. На нем немало рейсов совершил помощник машиниста Виталий Соснин, ставший впоследствии заместителем министра путей сообщения. Отметим, что в послевоенной стране Соснин стал одним из первых машинистов, развивавших движение «тяжеловесников». Примечательно,что в честь нашего земляка был назван электровоз 2ЭС6.
![]() |
В этом году В.Ф. Соснину исполнилось бы 100 лет. Но память о нем переживет и эту дату.
Служба информации