новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ОктябряВ.П.Гаевский
-
1 ОктябряВ.З.Гарипов
-
1 ОктябряВ.З.Мокроусов
-
1 ОктябряВ.С.Станев
-
2 ОктябряВ.В.Романов
-
2 ОктябряВ.И.Чечваркин
-
3 ОктябряА.П.Белых
-
3 ОктябряМ.А.Васильев
-
3 ОктябряФ.М.Мифтахов
-
4 ОктябряН.В.Бобылева
-
4 ОктябряА.П.Кузнецов
-
4 ОктябряГ.П.Титова
-
5 ОктябряИ.В.Кокшаров
-
5 ОктябряВ.В.Ловчук
-
5 ОктябряС.В.Манаков
-
5 ОктябряТ.И.Храмова
-
7 ОктябряВ.П.Комарова
-
7 ОктябряН.С.Сидоренко
-
8 ОктябряО.А.Дремов
-
8 ОктябряА.Т.Коновалов
-
8 ОктябряА.А.Харюшин
-
8 ОктябряГ.М.Шакирова
-
9 ОктябряА.Г.Борисочев
-
9 ОктябряН.А.Кашникова
-
9 ОктябряЕ.Н.Чащина
-
10 ОктябряТ.А.Иванец
-
11 ОктябряА.Г.Бусалов
-
11 ОктябряА.Н.Петров
-
11 ОктябряВ.П.Теленкова
-
12 ОктябряЛ.П.Паутина
-
12 ОктябряВ.К.Ревазов
-
13 ОктябряА.Н.Рязанов
-
14 ОктябряМ.Г.Шмаль
-
15 ОктябряП.М.Кокин
-
16 ОктябряБ.С.Воробьев
-
16 ОктябряЮ.И.Гапоненко
-
16 ОктябряВ.М.Коломиец
-
17 ОктябряЕ.Н.Яковлев
-
18 ОктябряВ.Н.Габриэлян
-
18 ОктябряМ.В.Кутеба
-
19 ОктябряВ.Н.Воскресенский
-
19 ОктябряС.В.Липявко
-
20 ОктябряВ.П.Гутников
-
20 ОктябряВ.А.Мухаметкулов
-
21 ОктябряН.В.Комарова
-
21 ОктябряА.В.Рындин
-
22 ОктябряГ.А.Василькова
-
23 ОктябряА.М.Анисимов
-
23 ОктябряИ.А.Патракова
-
24 ОктябряА.И.Прохоров
-
25 ОктябряИ.А.Колесников
-
25 ОктябряВ.В.Огородников
-
25 ОктябряМ.В.Степанова
-
26 ОктябряЭ.З.Галимов
-
26 ОктябряС.Н.Коновалов
-
27 ОктябряВ.И.Горчаков
-
27 ОктябряВ.М.Каретникова
-
27 ОктябряН.Я. Крупинин
-
28 ОктябряВ.А.Белов
-
28 ОктябряИ.А.Воронцова
-
28 ОктябряС.А.Краснова
-
28 ОктябряО.А.Порубов
-
28 ОктябряМ.Ф.Пруткин
-
29 ОктябряА.А.Нартымов
-
29 ОктябряС.П.Пахомова
-
30 ОктябряЛ.А.Бриллиантова
-
30 ОктябряВ.В.Никитин
-
30 ОктябряР.Н.Одинцева
-
30 ОктябряВ.В.Салтыков
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
Крепкий сибирский орешек
60 лет назад 18 июля 1964 года на трассе нефтепровода Шаим – Тюмень был сварен первый стык. Именно эта магистраль протяженностью 440 километров положила начало созданию разветвленной системы нефтепроводов Западно-Сибирского региона.
![]() |
Как известно, первую промышленную нефть в Югре добыли в 1964 году, тогда же был создан укрупненный нефтепромысел «Шаимнефть». Ее доставляли на нефтеперерабатывающие заводы страны наливными баржами и танкерами. Однако этот вид транспорта был сезонным, что замедляло темпы освоения недр. Стало ясно: альтернативы трубопроводному способу доставки черного золота просто нет.
Именно поэтому весной 1964 года в Западной Сибири началось строительство первого магистрального нефтепровода, который получил название Шаим – Тюмень. Почетное право сварить первый километр труб предоставили бригаде, руководимой Кузьминым из союзного сварочно-монтажного цеха треста, приехавшего с трубопровода «Дружба».
Вот как об этой стройке позже вспоминал в областной газете начальник управления № 13 Московского сварочно-монтажного треста Геннадий Рубанко:
«Крепким был наш первый сибирский орешек, и раскусить его оказалось не так-то легко. Первыми врезались в тайгу наши друзья-землеройщики, которые прорубали просеки, строили лежневки и мосты, копали мощными экскаваторами траншеи. Почти одновременно началась вывозка труб на трассу и сварка их в плети. Участок до 108-го километра рождался с большими трудностями. Небывалый весенний разлив почти на два месяца задержал все работы на трассе. Фактически сварку здесь можно было начать только в июле».
![]() |
Неслучайно магистраль прозвали «Трассой мужества»: слишком непростым был ее характер. За период строительства трассовики преодолели сотни километров тайги и болот, сделали 47 переходов через реки и топи, переработали более 1,5 миллионов кубометров грунта, вывезли на трассу 42,6 тысячи тонн труб, сварили 52 тысячи стыков.
Впервые в строительстве трубопровода принимали участие авиаторы – опытные экипажи вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6. И впервые в истории отечественного трубопроводостроения по воздуху на трассу были доставлены 36-метровые плети, 102 километра труб нефтепровода было уложено благодаря авиаторам.
И вот наступил долгожданный день. 27 ноября 1965-го сварщикам Юрию Беляеву и Валерию Каленову доверили заварить последний, «красный» стык первого сибирского нефтепровода. И уже 21 декабря 1965 года западносибирская нефть достигла нефтеналивной станции в Тюмени. Там ее ждали железнодорожные цистерны.
На митинге, посвященном запуску трубопровода, первый секретарь обкома партии Борис Щербина сказал:
«Шаимская нефть, пройдя более чем 400-километровую трассу, достигла своего финиша – Транссибирской железнодорожной магистрали. Отныне началась круглогодичная эксплуатация первых нефтяных месторождений области. Черному золоту Тюмени выписана путевка в большую жизнь».
Служба информации