новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 АвгустаА.В.Лобова
-
1 АвгустаГ.И.Иванова
-
1 АвгустаТ.В.Летуновская
-
2 АвгустаА.П.Картежников
-
2 АвгустаН.И.Наконечный
-
2 АвгустаВ.М.Стешенко
-
3 АвгустаВ.С.Глебов
-
3 АвгустаЛ.Ф.Захарченко
-
3 АвгустаБ.К.Кутычкин
-
3 АвгустаА.В.Павелко
-
3 АвгустаЮ.Г.Сарбин
-
4 АвгустаМ.Ю.Клещева
-
4 АвгустаТ.Н.Насолдина
-
4 АвгустаД.В.Шевчук
-
5 АвгустаВ.А.Деньгин
-
5 АвгустаН.Ю.Лаврентьева
-
5 АвгустаА.Ю.Колесникова
-
5 АвгустаВ.П.Криулин
-
5 АвгустаВ.В.Черкашин
-
6 АвгустаС.Н.Кабаев
-
6 АвгустаА.Ю.Назарова
-
8 АвгустаК.В.Белкин
-
9 АвгустаГ.Г.Кашлева
-
10 АвгустаВ.Ф.Гаращенко
-
10 АвгустаВ.И.Соболев
-
11 АвгустаЕ.О.Дремов
-
11 АвгустаП.Н.Завальный
-
12 АвгустаГ.С.Букринская
-
12 АвгустаО.М.Серафин
-
12 АвгустаВ.И.Ульянов
-
13 АвгустаА.П.Анисимов
-
14 АвгустаО.И.Ракутько
-
14 АвгустаА.А.Рулин
-
14 АвгустаТ.В.Савельева
-
15 АвгустаН.Ф.Дмитриенко
-
16 АвгустаЮ.С.Бочаев
-
17 АвгустаО.Н.Кабаева
-
17 АвгустаМ.В.Лисовский
-
20 АвгустаГ.И.Шмаль
-
21 АвгустаС.А.Беличева
-
21 АвгустаЮ.П.Ковеленов
-
21 АвгустаО.В.Чабан
-
22 АвгустаЛ.Г.Корсунская
-
22 АвгустаН.В.Шуравин
-
23 АвгустаВ.Н.Манырин
-
24 АвгустаВ.В.Курочкин
-
24 АвгустаН.Н.Товескин
-
25 АвгустаЮ.И.Важенин
-
25 АвгустаВ.В.Котелык
-
26 АвгустаС.Б.Багинский
-
26 АвгустаА.П.Коваленко
-
27 АвгустаН.Н.Карнаухов
-
27 АвгустаВ.Я.Саликов
-
28 АвгустаА.Р.Юсупов
-
28 АвгустаС.А.Гончаров
-
28 АвгустаА.Н.Резник
-
28 АвгустаА.Г.Рябчуков
-
28 АвгустаВ.В.Шпилькин
-
29 АвгустаЛ.В.Белослудцев
-
29 АвгустаВ.Ф.Шашина
-
30 АвгустаВ.Н.Кузнецов
-
30 АвгустаМ.С.Скокова
-
31 АвгустаС.П.Барышников
-
31 АвгустаЕ.В.Земцова
-
31 АвгустаЛ.А.Протазанова
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
90 лет назад в поселке Остяко-Вогульск приземлился первый самолет
![]() |
В этом году исполнилось 90 лет со дня основания гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Это значимая дата для региона, связанная с развитием транспортной инфраструктуры и освоением северных территорий.
17 января 1935 года в Самарово приземлился небольшой самолёт АИР-6 за штурвалом которого был начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск Николай Александрович Целибеев. Полярник, друг летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова прилетел в Югру из Тюмени (с дозаправкой в Тобольске) с важной миссией. Перед ним стояла ответственная задача провести первый рейс по данному маршруту. Кроме того, лётчик привез в село почту и материалы для газеты «Остяко-Вогульская правда» («Ханты-Манси Шоп»). Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут. Через некоторое время после этого полета началось регулярное авиасообщение.
Как все начиналось
В начале 1930-х годов на Тобольском Севере началось зарождение воздушного сообщения. Отправной точкой стал май 1931 года, когда в г. Тобольске Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота был рассмотрен проект воздушного сообщения между городами Тобольск и Салехард через село Самарово. По плану, время пути между населёнными пунктами составляло 7 часов 15 минут (с остановками – 9 часов 15 минут). Согласно предварительному расписанию – самолёты должны были летать девять месяцев в году с частотой движения три рейса в 10 дней. На линии предполагалась работа трёх судов, ещё одно находилось в резерве. В августе 1931 года проект был одобрен Остяко-Вогульским оргбюро во главе с Я.М. Розниным.
Первые пробные полёты были совершены в 1934 году, тогда же для жителей Самарово и строящегося Остяко-Вогульска был организован настоящий аттракцион – комсомольцы и ударники производства смогли полетать на самолёте.
8 августа 1934 года в Остяко-Вогульске отмечался Всесоюзный День авиации. Вот как об этом писала газета «Сталинская трибуна»:
«Во Всесоюзный День авиации в Остяко- Вогульске проведено массовое гуляние, в котором приняло участие большинство трудящихся города. Самолет АП-532 совершил несколько круговых полетов. В первый полет самолета были взяты на борт лучший пионер-авиамоделист Жилин Шура и комсомолец ханты, ударник учебы военно-технического экзамена и лучший стрелок из мелкокалиберной винтовки Пушкин…Всего за день летали 16 человек – передовых ударников нашего округа…»
Уже к началу марта 1935 года из Самарово в Тобольск и Тюмень было отправлено самолётами 24 пассажира и 217 килограммов груза, принято – 10 пассажиров и 944 килограмма грузов. 23 марта 1935 года открылся регулярный рейс Самарово-Обдорск.
В 1930-е годы летали на небольших самолётах АИР-6, вмещавших до двух пассажиров. Кроме этого, в летнее время на линии работали гидросамолёты МП-1 и МП-2 (вместимость: 6-8 человек или до 530 кг груза), а зимой – ТБ-1 (Г-1). Первые полёты проходили в сложных технических условиях: отсутствовали метеорологическое обеспечение и аэронавигационное оборудование, ориентирование проходило по контрольно-семафорным пунктам, которые обычно располагались в посёлках.
Тем не менее, благодаря первым лётчикам, в том числе Николаю Целибееву, было покорено небо Югры.
По материалам Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)