Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Июля
    А.П. Белоглазов
  • 1 Июля
    А.Т. Зарицкая
  • 1 Июля
    Ю.В. Мищенко
  • 3 Июля
    И.В. Бобрик
  • 3 Июля
    С.Я. Таслицкий
  • 4 Июля
    Л.В. Левина
  • 5 Июля
    Р.И. Хусаинова
  • 5 Июля
    И.А. Шестакова
  • 6 Июля
    Л.В. Ваганова
  • 6 Июля
    М.И. Гуревич
  • 6 Июля
    Д.Б. Касперов
  • 9 Июля
    Г.И.Михайлова
  • 10 Июля
    В.Н.Мурахин
  • 12 Июля
    Е.Ю.Cеменова
  • 12 Июля
    А.Ф.Стрекалев
  • 12 Июля
    М.А.Теленков
  • 13 Июля
    В.А.Гинц
  • 13 Июля
    З.Д.Горина
  • 13 Июля
    Д.С.Марченко
  • 14 Июля
    И.С.Ахметова
  • 14 Июля
    В.С.Грабовский
  • 14 Июля
    Е.В.Черепанов
  • 15 Июля
    А.А.Василишина
  • 15 Июля
    М.Г.Гареев
  • 15 Июля
    И.И.Кугаевский
  • 17 Июля
    Н.В.Попов
  • 17 Июля
    А.С.Синицын
  • 19 Июля
    Б.И.Коваленко
  • 19 Июля
    Т.И.Рыжикова
  • 19 Июля
    Л.Я.Симановский
  • 20 Июля
    В.Л.Одинцев
  • 21 Июля
    С.С.Бушманов
  • 21 Июля
    Е.П.Коровин
  • 23 Июля
    В.Н.Баранов
  • 23 Июля
    К.Ю.Смоленцев
  • 24 Июля
    В.К.Горишный
  • 24 Июля
    А.В.Кочнев
  • 24 Июля
    Л.Н.Лутошкин
  • 25 Июля
    В.А.Буланов
  • 25 Июля
    Н.С.Косминская
  • 25 Июля
    В.Д.Малюгин
  • 25 Июля
    А.В.Чурилов
  • 26 Июля
    А.П.Аверьянов
  • 26 Июля
    А.А.Дремов
  • 26 Июля
    В.В.Харьков
  • 26 Июля
    И.М. Лобанова
  • 27 Июля
    В.И.Прожирко
  • 27 Июля
    В.А.Чурилов
  • 28 Июля
    Б.П.Волков
  • 28 Июля
    Г.С.Гаркавенко
  • 28 Июля
    Е.П.Глебова
  • 28 Июля
    С.А.Летовальцев
  • 30 Июля
    Л.И.Барышникова
  • 30 Июля
    Г.Е.Раков
  • 31 Июля
    С.В.Макарьин
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

90 лет назад в поселке Остяко-Вогульск приземлился первый самолет

 

В этом году исполнилось 90 лет со дня основания гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Это значимая дата для региона, связанная с развитием транспортной инфраструктуры и освоением северных территорий. 

17 января 1935 года в Самарово приземлился небольшой самолёт АИР-6 за штурвалом которого был начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск Николай Александрович Целибеев. Полярник, друг летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова прилетел в Югру из Тюмени (с дозаправкой в Тобольске) с важной миссией. Перед ним стояла ответственная задача провести первый рейс по данному маршруту. Кроме того, лётчик привез в село почту и материалы для газеты «Остяко-Вогульская правда» («Ханты-Манси Шоп»). Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут. Через некоторое время после этого полета началось регулярное авиасообщение.

Как все начиналось

В начале 1930-х годов на Тобольском Севере началось зарождение воздушного сообщения. Отправной точкой стал май 1931 года, когда в г. Тобольске Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота был рассмотрен проект воздушного сообщения между городами Тобольск и Салехард через село Самарово. По плану, время пути между населёнными пунктами составляло 7 часов 15 минут (с остановками – 9 часов 15 минут). Согласно предварительному расписанию – самолёты должны были летать девять месяцев в году с частотой движения три рейса в 10 дней. На линии предполагалась работа трёх судов, ещё одно находилось в резерве. В августе 1931 года проект был одобрен Остяко-Вогульским оргбюро во главе с Я.М. Розниным.

Первые пробные полёты были совершены в 1934 году, тогда же для жителей Самарово и строящегося Остяко-Вогульска был организован настоящий аттракцион – комсомольцы и ударники производства смогли полетать на самолёте.

8 августа 1934 года в Остяко-Вогульске отмечался Всесоюзный День авиации. Вот как об этом  писала  газета «Сталинская трибуна»:

«Во Всесоюзный День авиации в Остяко- Вогульске проведено массовое гуляние, в котором приняло участие большинство трудящихся города. Самолет АП-532 совершил несколько круговых полетов. В первый полет самолета были взяты на борт лучший пионер-авиамоделист Жилин Шура и комсомолец ханты, ударник учебы военно-технического экзамена и лучший стрелок из мелкокалиберной винтовки Пушкин…Всего за день летали 16 человек – передовых ударников нашего округа…»  

Уже к началу марта 1935 года из Самарово в Тобольск и Тюмень было отправлено самолётами 24 пассажира и 217 килограммов груза, принято – 10 пассажиров и 944 килограмма грузов. 23 марта 1935 года открылся регулярный рейс Самарово-Обдорск.

В 1930-е годы летали на небольших самолётах АИР-6, вмещавших до двух пассажиров. Кроме этого, в летнее время на линии работали гидросамолёты МП-1 и МП-2 (вместимость: 6-8 человек или до 530 кг груза), а зимой – ТБ-1 (Г-1). Первые полёты проходили в сложных технических условиях: отсутствовали метеорологическое обеспечение и аэронавигационное оборудование, ориентирование проходило по контрольно-семафорным пунктам, которые обычно располагались в посёлках.

Тем не менее, благодаря первым лётчикам, в том числе Николаю Целибееву, было покорено небо Югры.

 

По материалам Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)