новости регионов




ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ИюляА.П. Белоглазов
-
1 ИюляА.Т. Зарицкая
-
1 ИюляЮ.В. Мищенко
-
3 ИюляИ.В. Бобрик
-
3 ИюляС.Я. Таслицкий
-
4 ИюляЛ.В. Левина
-
5 ИюляР.И. Хусаинова
-
5 ИюляИ.А. Шестакова
-
6 ИюляЛ.В. Ваганова
-
6 ИюляМ.И. Гуревич
-
6 ИюляД.Б. Касперов
-
9 ИюляГ.И.Михайлова
-
10 ИюляВ.Н.Мурахин
-
12 ИюляЕ.Ю.Cеменова
-
12 ИюляА.Ф.Стрекалев
-
12 ИюляМ.А.Теленков
-
13 ИюляВ.А.Гинц
-
13 ИюляЗ.Д.Горина
-
13 ИюляД.С.Марченко
-
14 ИюляИ.С.Ахметова
-
14 ИюляВ.С.Грабовский
-
14 ИюляЕ.В.Черепанов
-
15 ИюляА.А.Василишина
-
15 ИюляМ.Г.Гареев
-
15 ИюляИ.И.Кугаевский
-
17 ИюляН.В.Попов
-
17 ИюляА.С.Синицын
-
19 ИюляБ.И.Коваленко
-
19 ИюляТ.И.Рыжикова
-
19 ИюляЛ.Я.Симановский
-
20 ИюляВ.Л.Одинцев
-
21 ИюляС.С.Бушманов
-
21 ИюляЕ.П.Коровин
-
23 ИюляВ.Н.Баранов
-
23 ИюляК.Ю.Смоленцев
-
24 ИюляВ.К.Горишный
-
24 ИюляА.В.Кочнев
-
24 ИюляЛ.Н.Лутошкин
-
25 ИюляВ.А.Буланов
-
25 ИюляН.С.Косминская
-
25 ИюляВ.Д.Малюгин
-
25 ИюляА.В.Чурилов
-
26 ИюляА.П.Аверьянов
-
26 ИюляА.А.Дремов
-
26 ИюляВ.В.Харьков
-
26 ИюляИ.М. Лобанова
-
27 ИюляВ.И.Прожирко
-
27 ИюляВ.А.Чурилов
-
28 ИюляБ.П.Волков
-
28 ИюляГ.С.Гаркавенко
-
28 ИюляЕ.П.Глебова
-
28 ИюляС.А.Летовальцев
-
30 ИюляЛ.И.Барышникова
-
30 ИюляГ.Е.Раков
-
31 ИюляС.В.Макарьин
Праздники России
Курсы валют
27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
90 лет назад в поселке Остяко-Вогульск приземлился первый самолет
![]() |
В этом году исполнилось 90 лет со дня основания гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Это значимая дата для региона, связанная с развитием транспортной инфраструктуры и освоением северных территорий.
17 января 1935 года в Самарово приземлился небольшой самолёт АИР-6 за штурвалом которого был начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск Николай Александрович Целибеев. Полярник, друг летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова прилетел в Югру из Тюмени (с дозаправкой в Тобольске) с важной миссией. Перед ним стояла ответственная задача провести первый рейс по данному маршруту. Кроме того, лётчик привез в село почту и материалы для газеты «Остяко-Вогульская правда» («Ханты-Манси Шоп»). Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут. Через некоторое время после этого полета началось регулярное авиасообщение.
Как все начиналось
В начале 1930-х годов на Тобольском Севере началось зарождение воздушного сообщения. Отправной точкой стал май 1931 года, когда в г. Тобольске Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота был рассмотрен проект воздушного сообщения между городами Тобольск и Салехард через село Самарово. По плану, время пути между населёнными пунктами составляло 7 часов 15 минут (с остановками – 9 часов 15 минут). Согласно предварительному расписанию – самолёты должны были летать девять месяцев в году с частотой движения три рейса в 10 дней. На линии предполагалась работа трёх судов, ещё одно находилось в резерве. В августе 1931 года проект был одобрен Остяко-Вогульским оргбюро во главе с Я.М. Розниным.
Первые пробные полёты были совершены в 1934 году, тогда же для жителей Самарово и строящегося Остяко-Вогульска был организован настоящий аттракцион – комсомольцы и ударники производства смогли полетать на самолёте.
8 августа 1934 года в Остяко-Вогульске отмечался Всесоюзный День авиации. Вот как об этом писала газета «Сталинская трибуна»:
«Во Всесоюзный День авиации в Остяко- Вогульске проведено массовое гуляние, в котором приняло участие большинство трудящихся города. Самолет АП-532 совершил несколько круговых полетов. В первый полет самолета были взяты на борт лучший пионер-авиамоделист Жилин Шура и комсомолец ханты, ударник учебы военно-технического экзамена и лучший стрелок из мелкокалиберной винтовки Пушкин…Всего за день летали 16 человек – передовых ударников нашего округа…»
Уже к началу марта 1935 года из Самарово в Тобольск и Тюмень было отправлено самолётами 24 пассажира и 217 килограммов груза, принято – 10 пассажиров и 944 килограмма грузов. 23 марта 1935 года открылся регулярный рейс Самарово-Обдорск.
В 1930-е годы летали на небольших самолётах АИР-6, вмещавших до двух пассажиров. Кроме этого, в летнее время на линии работали гидросамолёты МП-1 и МП-2 (вместимость: 6-8 человек или до 530 кг груза), а зимой – ТБ-1 (Г-1). Первые полёты проходили в сложных технических условиях: отсутствовали метеорологическое обеспечение и аэронавигационное оборудование, ориентирование проходило по контрольно-семафорным пунктам, которые обычно располагались в посёлках.
Тем не менее, благодаря первым лётчикам, в том числе Николаю Целибееву, было покорено небо Югры.
По материалам Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)