Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Августа
    А.В.Лобова
  • 1 Августа
    Г.И.Иванова
  • 1 Августа
    Т.В.Летуновская
  • 2 Августа
    А.П.Картежников
  • 2 Августа
    Н.И.Наконечный
  • 2 Августа
    В.М.Стешенко
  • 3 Августа
    В.С.Глебов
  • 3 Августа
    Л.Ф.Захарченко
  • 3 Августа
    Б.К.Кутычкин
  • 3 Августа
    А.В.Павелко
  • 3 Августа
    Ю.Г.Сарбин
  • 4 Августа
    М.Ю.Клещева
  • 4 Августа
    Т.Н.Насолдина
  • 4 Августа
    Д.В.Шевчук
  • 5 Августа
    В.А.Деньгин
  • 5 Августа
    Н.Ю.Лаврентьева
  • 5 Августа
    А.Ю.Колесникова
  • 5 Августа
    В.П.Криулин
  • 5 Августа
    В.В.Черкашин
  • 6 Августа
    С.Н.Кабаев
  • 6 Августа
    А.Ю.Назарова
  • 8 Августа
    К.В.Белкин
  • 9 Августа
    Г.Г.Кашлева
  • 10 Августа
    В.Ф.Гаращенко
  • 10 Августа
    В.И.Соболев
  • 11 Августа
    Е.О.Дремов
  • 11 Августа
    П.Н.Завальный
  • 12 Августа
    Г.С.Букринская
  • 12 Августа
    О.М.Серафин
  • 12 Августа
    В.И.Ульянов
  • 13 Августа
    А.П.Анисимов
  • 14 Августа
    О.И.Ракутько
  • 14 Августа
    А.А.Рулин
  • 14 Августа
    Т.В.Савельева
  • 15 Августа
    Н.Ф.Дмитриенко
  • 16 Августа
    Ю.С.Бочаев
  • 17 Августа
    О.Н.Кабаева
  • 17 Августа
    М.В.Лисовский
  • 20 Августа
    Г.И.Шмаль
  • 21 Августа
    С.А.Беличева
  • 21 Августа
    Ю.П.Ковеленов
  • 21 Августа
    О.В.Чабан
  • 22 Августа
    Л.Г.Корсунская
  • 22 Августа
    Н.В.Шуравин
  • 23 Августа
    В.Н.Манырин
  • 24 Августа
    В.В.Курочкин
  • 24 Августа
    Н.Н.Товескин
  • 25 Августа
    Ю.И.Важенин
  • 25 Августа
    В.В.Котелык
  • 26 Августа
    С.Б.Багинский
  • 26 Августа
    А.П.Коваленко
  • 27 Августа
    Н.Н.Карнаухов
  • 27 Августа
    В.Я.Саликов
  • 28 Августа
    А.Р.Юсупов
  • 28 Августа
    С.А.Гончаров
  • 28 Августа
    А.Н.Резник
  • 28 Августа
    А.Г.Рябчуков
  • 28 Августа
    В.В.Шпилькин
  • 29 Августа
    Л.В.Белослудцев
  • 29 Августа
    В.Ф.Шашина
  • 30 Августа
    В.Н.Кузнецов
  • 30 Августа
    М.С.Скокова
  • 31 Августа
    С.П.Барышников
  • 31 Августа
    Е.В.Земцова
  • 31 Августа
    Л.А.Протазанова
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

Погода

ЯМАЛ86

Курсы валют

27.08 26.08
USD 91.7745 91.6012
EUR 102.4927 101.6125
все курсы

«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец…»

 

Лето 2017-го подарило Тобольску – родному и любимому городу – 430-летие. А еще этот август принес нам 230 лет со дня рождения родоначальника русского романса, замечательного композитора Александра Алябьева – основателя музыкальной пушкинианы, русской камерной инструментальной музыки, предвестника многих будущих достижений национальной композиторской школы, чъей музыкой в 1825г. открывался Большой театр. Тропа земляков к его имени не зарастает, - об этом и статьи Лидии Шмаль.

Более всего уроженец Тобольска известен вокальными произведениями, которые по сей день так любят и часто исполняют даже в семейном кругу: «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Соловей» и многие, многие другие... Вот и XI  Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой навел на размышления: в интернет-сети живет (пусть и любительская, и несовершенная по качеству звука и видео) запись будущей его участницы – нашей землячки из Нового Уренгоя. Диана Сафина исполняет алябьевского «Сольвья». Как знать, может быть, трагическая судьба композитора наполнилась бы яркими мазками, если б он предчувствовал столь долгую жизнь своих светлых произведений. Время все расставляет на свои места…

 

Главный редактор портала – руководитель редакции Юлия Коваленко

 

Фото Аркадия Елфимова

 

 

***

 

 

«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...» Б.Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А.Алябьев – автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А.Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М.Глинки, А.Дюбюка, Ф.Листа, А.Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое – романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А.С.Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И.Миллера – «знаменитого контрапунктиста» (М.Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения – романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В.Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни – Н.Огарева.

Отечественная война 1812г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Александр Александрович в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А.Шаховского он встречался с Н.Всеволожским – организатором литературного общества Зеленая лампа; с И.Гнедичем, И.Крыловым, А.Бестужевым. В Москве на вечерах у А.Грибоедова музицировал с А.Верстовским, братьями Виельгорскими, В.Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М.Загоскина, П.Арапова, А.Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П.Муханова и П.Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, – писал Одоевский в одной из своих статей.

 

24 февраля 1825г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

«...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...» – писал Дельвиг.

 

«...Не так живи, как хочется, а как Бог велит; никто столько не испытал, как я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России – кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М.Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов – Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе – вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на стихи И.Веттера – 1828, «Вечерний звон» на ст. И.Козлова (из Т.Мура) – 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина – 1831).

Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е.Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. А.С.Пушкина. В 1840г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева.

В 40-х гг. композитор сблизился с Н.Огаревым. В романсах, созданных на его стихи – «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», – впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Александра Александровича Алябьева: «Буря» по В.Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А.Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И.Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

 

Ольга Аверьянова
www.belcanto.ru
 

 

 

Александр Алябьев «Соловей»
Исполняет Диана Сафина, г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого АО
Юбилей Кадетской школы имени Героя Российской Федерации В.И.Шарпатова,
18.02.2017
 

 

Канал Динары Юзлекбаевой